|
|
|
:: Поездки :: Черногория 2005
Тиват-Цетинье-Бар-Будва-Тиват
Действующие лица и механизмы
Брезин (Jesus) Николай – Merida Skyrider
Зеленов (Зеленый) Сергей – Rock Machine Flash
Малаховский (Чаушеску) Николай - Nordway Wanderer
Шаронов (Гога) Георгий – Montana
Видео с этой поездки можно посмотреть на youtube
Текст: Сергей Зеленов, Николай Брезин (курсив )
30 апреля
Напуганные историями про то, как не пускают в самолет с перегрузом, ножами и прочим железом приперлись в 6 утра в Домодедово. После взвешивания рюкзаков и велосипедов (общим весом килограмм за 30) некоторые велорюкзаки и все велосипеды были признаны негабаритным грузом и мы были отправлены на сдачу негабаритного багажа, где его и успешно сдали. Самое странное, что с нас за все это ни копейки не взяли хорошо лететь чартером… Посадка (пассажиры аплодируют) в аэропорту «деревни» Тиват. Собираем велы на полянке перед аэропортом с еще тремя велотуристами из Зеленограда. Один хочет ехать с нами и спать около палатки, горячий парень. «А кто из вас фоткал карты в astravel?» - интересуется один – косячок Наталье Шаталовой :). Несмотря на тщательную подготовку велов к перелету, включая снятие заднего переключателя с петухом, и установку распорок в вилку и перья, у меня умудрились в чехле погнуть ось переднего эксцентрика. Велочехлы сильно попилены и местами имеются отверстия. Едем обедать, за картами, за бензином. «Лучше чем в Крыму» - Jesus. Покупаем в книжном магазине пару путеводителей с картами «всего» за 10 евро. В Тивате пробуем знаменитое «мешано мясо», закупаемся едой и ракией на пробу. От сюда начинаем карабкаться в гору. У меня летит резьба левого шатуна. Вкручиваю педаль криво с силой, интересно сколько продержится. У развилки на Trojica пьем пиво. Впереди по карте зубастый серпантин. Я, Гога и Jesus с велов не слезаем, вкручиваем – мы же байкеры :) . Начинает темнеть, встать негде – справа обрыв, слева скала (или наоборот). Когда на карте повороты кончились, а впереди еще оставались, все уже пошли пешком. Останавливаемся уже затемно в первом же перелеске (который впоследствии оказался началом долины, где расположено село Негоши). Наверху ветер и заметно холоднее чем на побережье. Рядом стоят местные туристы на автомобилях. Ужинаем в палатке и согреваемся ракией. Все говорят, что самогон, но мне нравится :). Посреди ночи меня будит Jesus: вставай мол, в лагере кто-то ходит, иди посмотри. Если бы не желание по нужде, никуда бы я, конечно, не пошел. "Ходил" плохо натянутый тент, а потом еще минуту я наслаждался черногорской ночью.
Позади 32 км и примерно 1 км высоты
|
|
|
1 мая
Из палатки отличный вид - фьорд с одной стороны, заснеженный вершины с другой. Пока мы с Гогой спим, Коляны сгоняли за водой. С водой проблемы. Ездили за водой в ближайший поселок, который в районе 9-ти утра напоминает совершенно необитаемое место. Ни колонки, ни колодца так и не нашли, зато нашли добрых местных жителей, которые набрали нам на кухне воды. На обратном пути случается эпизод из фильма «Особенности национальной охоты»: навстречу шагает мужичок, который, завидев нас, что-то начинает лопотать. Приветствует, думаю я, все-таки хорошие люди черногорцы. Прислушиваемся, оказывается смысл произносимого заключается примерно в следующем: я очень сильно страдаю, так как чего-то там у меня отрезали, у меня «дилириум», дайте «ван эуро» (пожертвуйте малую сумму, 1$). Говорим, что мы «нихт ферштейн» и двигаем в лагерь. У Гоги прокол переднего колеса в трех местах. Пока ставил, запорол еще одну камеру. Как потом оказалось, мы стояли в 4 км от поселка Негуши, где делают знаменитый пршут. Двигаемся дальше вверх. Останавливается мужик на машине, на английском толково объясняет, что подъем скоро закончится, показывает «красивую» дорогу к озеру, советует до Бара ехать на поезде. Дорога в горах в снегу. Гога принимает снежные ванны. Частенько встречаются компании на машинах – типа пикники. На одной остановке доедаем последнюю горбушку с пакетом сока. Чаушеску уезжает и забывает в рюкзак. Сразу идея засунуть туда булыжник покрепче вместе с мусором. Не влезает :(. Поворот на Цетинье. Решаем втроем ехать смотреть мавзолей Негуша на вершине горы Ловчин высотой 1650м, Чаушеску едет сразу в Цетинье, обещает наСМСить, где будем встречаться. Наблюдаем бегущего крепкого мужичка в велоодежде. Что-то говорит, мы не понимаем. Потом показывает на Коляново колесо и говорит «п-с-с-с». Почему интересно те, кто не берет с собой «ничего лишнего» к «лишнему» относят и запасные камеры? Дорога наверх по совсем зимнему лесу. На последнем повороте она заканчивается по причине полного завала снегом. Там на стоянке машин оставляем велы вместе с Гогой. Наверху встречаем пару болгар, говорящих по английски. Милые люди. «Девушке в розовом» Коля говорит, что в России нет медведей. Она говорит, что в Сибири наверняка есть :). Высота 1650. Видно море, Скадарское озеро, Цетинье и Подгорицу. Красивый памятник Негошу с длинным ступенчатым проходом в горе. Гога матерится, что мы делали наверху 1:40 времени. Он тоже успел пообщался с болгарами и «девушкой в розовом». Мобила Чаушеску молчит. Роуминг есть, но смс-ки идут только в Москву, а звонки с одних телефонов проходят, с других - нет. Его мы находим в первом придорожном кафе. Наконец то пробуем пршут (на мой вкус довольно обыкновенное копченое мясо, напоминающее сервелат). Бутерброд Гоги больше Гогиной головы. С самого утра мимо нас ездит колонна из 7 красных машин, которые непрерывно сигналят. Наверное свадьба. Цетинье. Гостиница одна на весь город – 45 евро в сутки. Селимся по 10 в частной гостинице. Пообедать - проблема. Во всех кафешках нет меню. Человек за столиком с банкой колы – обычная картина. Находим типа столовки, на столах корзинки с крашеными яйцами. Сегодня Пасха. Гога съедает все, тетечке приходится менять корзиночки с соседних столов. Мясо без гарнира, зато его много. Милые тетечки (на официанток они не похожи) не берут на чай. Идем уже в кафе с диванами. Объясняем, что хотим бутылку ракии - черт приносит 50 грам. Гога еще раз объясняет – приносит литр. 47 градусов. Издевается наверно. Осилили всего пол-литра, остальное забираем с собой… Позади 35 км.
|
|
|
2 мая
Решаем: есть, сливать флешку с фотоаппарата, смотреть достопримечательности. Едим в прикольном ресторане, Чаушеску не оставляет на чай. Они бы взяли :). Обнаруживаю, что от тросика переднего переключателя осталось две волосинки. Косяк велоимперии – небрежно меняли манетки на GripShift при продаже. Пока меняю тросик – парни идут в город. Что такое CD Writer в инет-кафе не знают. Как потом выяснилось, об этом не знают на всем побережье. От достопримечательностей остались фасады монастыря и двух музеев. Едем в Вирпазар. Впереди тоннель. Одеваем, проверяем фонари и мигалки, выстраиваемся в колонну. Въезжаем – ничего не видно. Только тусклые огни встречных машин. Справа бордюр, границы которого не видно, слева машины. Оценить скорость невозможно. Выезжаем из тоннеля и понимаем, что ВСЕ ехали в черных очках. Дальше съезд на второстепенную дорогу, которую вчера показал мужик и красивейший серпантин вниз. Прикручиваю фотик к рулю, чтобы поснимать видео. Проезжаем какой-то хутор, народ сидит за столом расслабляется. Видят нас, кричат:
- Hey, where are you from? - From Russia. - Эй, братья, идите к нам! Пришлось объяснять, что у нас мало времени и надо ехать. Да, как ни странно, русских в этих краях любят, как мы потом неоднократно убеждались. Вирпазар. На станции смотрим расписание поездов до Бара на завтра, встречаем русского. Говорит, что вода в озере 17 градусов. 30 апреля в Тиват было три рейса из Москвы – два Ту-154 (Сибирь и Газпром) и Ил-86 (Красноярских авиалиний). Пока пробуем в ресторане рыбу (карп, угорь) окончательно стемнело. В темноте найти место для стоянки оказывается нереально, но к счастью Гога вспоминает какой-то поворот на выезде из города. Возвращаемся туда. Встаем недалеко от города перед развалинами старого монастыря. Готично. Засыпаем под оргиестическое кваканье лягушек. Проехали еще 48 км.
|
|
|
3 мая
Утром пришли коровы. Решаем ехать в Бар на поезде. Главный аргумент - подъем 800 метров. До поезда решаем найти место для купания. Непросто – либо болото, либо скалы. По дороге много раздавленных змей. Находим подходящий участок – впервые в жизни вижу живую гадюку. Забиваем на купание, едем на вокзал. Билет до Бара 2 евро. В поезде сняли еще по 2 за велы. Бар. Находим инет-кафе. Админ с фанатской майкой и внешностью говорит, что единственный в Баре комп с резаком у него сперли накануне. Пока сливаем флешку Гога сидит перед входом, «рассматривает проходящих женщин и глупо улыбается». Женское население в курортных городах превалирует. Едем к морю. Большой порт, стоит пара военных кораблей, паром, много мелких яхт. Море теплое и прозрачное, я лезу купаться. Пушистые шарики на камнях оказались колючими и злыми морскими ежами. Об одного режу ногу. Кровь быстро остановили остатками цетинской ракии. Южный город, много пальм, спортивных полей. Нас сопровождает группа тинейджеров с настойчивым предложением «продавать бицикл». Двигаем в сторону Петровача, тоннель проезжаем уже без очков. Закупаемся и решаем встать в кемпе в долине перед Петровачем. Спрашиваю у людей похожих на хозяев кемпа: - Это кемп? - Да, тока он не работает. Польска? - Не, Россия. - Россия или Украина? - Россия Москва. - О! Добре! Вставайте где хотите. Рядом с палаткой мужик с палкой пасет двух коней и чего-то колотит на земле в камышах. Предупреждает, что в округе много змей. Опять квакают лягушки. Жгем костер на берегу моря. По ходу дела несколько раз приезжали машины, делали перед нами маневр типа «разворот» и уезжали. Смысл сего остался для нас нераскрыт.Накрутили 37 км.
|
|
|
4 мая В самых оптимистичных планах доехать до Котора. Наблюдаем Петровач с дороги. Святой Стефан. На фотографиях он смотрится хуже. На кассе при входе просят по 6 евро за красивый входной билет. Мы мнемся, мужик предлагает по 3 за менее красивый. Ok, идем с Jesus’ом устраивать фотосессию. Первые встреченные нами люди оказываются мамашей с ребенком, судя по речи и виду откуда-то из Чертаново или Бирюлево. Jesus говорит, что теперь он знает, для чего надо зарабатывать деньги. Я иду купаться. Вода теплая, ежей не видно. Непонятно где народ переодевается, но искать место времени нет. Будва. Обедаем в ресторанчике на берегу. Частенько встречается русская речь, сопровождающаяся характерным поведением. Радости не прибавляет. Не понимаю, за что русских здесь так любят; но думаю, что если сюда будут ездить наши соотечественники в общей массе, то скоро это явление прекратиться. Подходит сербский парень, говорит, что судит здесь студенческие игры. По футболу. Женскому. Очень настойчиво (уверен искренне) предлагал ознакомиться с местными инет ресурсами по велотуризму. Заказанное мешано мясо заходит только с помощью пива и прожорливого Гоги. Едем в Котор. Трасса до туннеля сильно загружена фурами, ехать неприятно, решаем «срезать» поверху. Первые два км можно только толкать велы перед собой, причем местами это довольно затруднительно, зато потом удачное чередование подъемов и спусков. Дорога проходит преимущественно по деревням. Попадается мужик, у первых спрашивает на английском, как вам, мол, природа? Гога с Чаушеску ехали с небольшим отрывом. Он им - «Too late» :). Выезжаем к тоннелю. 1,6 км. Кое-где есть освещение. Сверху что-то капает, много выбоин. Одну замечаем поздно – двое уходят на юз. Въезжаем в Котор. У ворот старого Котора подбегает мужик, предлагает комнату по 10 евро. Сговариваемся на 8. Дед четко говорит по-английски, его дочурка тоже. Гогу оставляем спать, сами идем осматриваться. На набережной стоят остатки уже закончившейся выставки BoardShow. Время 12 ночи, из клубов громыхает музыка. Набредаем на съемки какого-то фильма с марширующими девушками в красных мундирах. Надо будет по соблазнять падкого на слабый пол Гогу. Решаем встать пораньше и поколесить по фьорду.Еще 53 км.
|
|
|
5 мая Выезжаем налегке в 9. Велы были в чулане, выходящего прямо на улицу, который
никто на ночь не запирал. Первая остановка – мыс (город) Пераст. Метрах в 500 два рукотворных острова, на одном из которых православная церковь, а на другом – католическая. Решаем плыть на лодке к православному храму по 3 евро. Гогу оставляем сторожить велы. На острове только один экскурсовод. Говорит по сербски, ничего не понятно. Хорошо с нами оказалась женщина, с разговорным английским. Переводила ключевые моменты. Едем дальше. Прям с дороги виден вход в пещеру. С нами велофонари. Идем с Jesus’ом на осмотр. Сначала метров 50 достаточно широкий проход, а потом вниз и вверх огромная галерея. Мощные светодиодные направленные велофонари CatEye еле-еле выхватывают противоположную стену. Впечатляет. Чаушеску после Пераста вкрутил сразу до Zelenika. На повороте встречаем группу байкеров: парень с двумя подругами. Круто прикинуты, без вещей вообще. Русские. Стоят в Герцег
Нови и колесят не имея «ничего лишнего». Сообщают, что работает паром. Ok, обратно поедем по другой стороне фьорда. Перед Zelenika чувствую люфт левой педали. Вот оно, случилось. Спасибо, что не в горах. Резьба на алюминиевом шатуне в ноль. Пытаемся посадить на резиновый уплотнитель. Продержалась 500 метров. В Zelenika один рабочий кивает на дом, где есть электросварка. Хозяин – местный Кулибин сразу признает в нас русских. По алюминию варить отказывается, но говорит, что все сделает, предлагает войти, употребляя слова лозовая и ракия. Начинаю подозревать, что если сначала ракия, то до педали дело может и не дойти. Заходим в мастерскую, Кулибин выносит литр ракии, три стакана, начинает наливать. Я прошу лить понемногу. Он говорит, мол, я знаю, что русские «понемногу» не пьют. Сам пить отказывается и принимается за педаль. Ok, обратного пути нет. Хорошо у Гоги были бананы на закусь. Ракия подозрительно крепкая, смотрим на этикетку - 50 градусов. Шутим, что крепость ракии для нас в Черногории может только возрастать. Пока мы три раза пропустили, Кулибин наварил на педаль болт и затянул гайкой с другой стороны шатуна. Выглядит прочно. Благодарим, едем дальше. Герцег Нови. Находим ресторан пообедать. Вокруг толпами ходят русские. Чуваки заказывают мясо, я прошу рыбу. Черт
приносит поднос с тремя рыбинами, тычу в одну средних размеров. Потом эта рыба появляется приготовленная на гриле на огромном железном блюде вся в гарнире и в овощах. Дико вкусно. 27 евро только за рыбу общего положительного впечатления не испортили. К парому приезжаем уже затемно. Люди и велы бесплатно. Впереди еще дорога до Котора по другой стороне фьорда. Дорога ровная и практически пустая в это время. Домой приезжаем в 22 ночи. Позади 80 км пробега. Мы с Jesus’ом падаем мертвыми и тусить уже идти не в состоянии.80 км.
|
|
|
6 мая Дождь зарядил на весь день. Идем завтракать в кафе, смотрим на толпы иностранных туристов сотнями проходящих через ворота старого города. 95% пенсионеры. Пакуем велы. Jesus лезет на крепость (крепость офигительная (как и весь старый Котор), большая, интересная и высоко расположенная, куча отличных видов и конечно же русские на самом верху крепости), мы идем пешком гулять по фьорду. Черногория в дожде красива не меньше. Впереди последняя ночь, проспать которую никак нельзя. Оказывается накануне Гога разведал все клубы и перезнакомился чуть ли не со всеми барменами города. Типичный «клуб» Котора представляет из себя одну, максимум две комнаты с крохотным баром, толпой народа и непривычно громкой музыкой. Там где мы остановились играет сербская музыка, но осовремененная тяжелыми гитарами. С виду понятливый черт опять вместо бутылки приносит 50 грамм. В час ночи музыка
прекратилась и стало посвободнее. Решаем переметнуться в другой бар, где уже порядком набравшийся Гога находит вчерашних своих знакомых барменов, и вырубается прямо за стойкой. В старом Которе, где все улицы похожи и узки, не так просто найти дорогу домой. Особенно двум не очень трезвым русским. Пришлось пару раз обойти город. Ситуацию осложнял висящий на плече Гога :).
|
|
|
7 мая Проспали. Чаушеску злорадно разбудил всех за 30 мин до такси. Естественно, он же раньше всех ушел накануне, еще дискотека играла. За 30 мин опоздания таксисты насчитали 10 евро. У аэропорта встречаем зеленоградского велотуриста. Им удалось преуспеть побольше нашего в русско-черногорской дружбе: их накануне напоили вообще бесплатно. Опять светит солнце. Завидуем тем, кто приехал в эту страну больше чем на неделю. Черногория, мы еще вернемся!Итого: 285 км
|
|
|
11 мая 2005 г.
Еще можно посмотреть красивые панорамы и фотографии с этой поездки, которые снял и смонтировал Николай Брезин
|
|
|
|